Меню сайтаПоискКалендарь
Архив записейНаш опросДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
КОНКУРСЫ, КОНКУРСЫ, КОНКУРСЫ! ИЛИ ШОУМЕНИЗМ ОТ «МУЗЫ»
Все мы тщеславны. Ну, почти что все. Да и сам Борис Леонидович, то бишь Пастернак, по-моему, слегка лукавил, утверждая, что "Быть знаменитым некрасиво”. Такая уж у человека натура - радоваться успеху своего дела и исключений здесь природа-матушка не заложила. И вот этой человеческой слабостью, я бы даже сказал: "тонкой струной тщеславия” научились, и довольно искусно играть деловые люди - современные "шоумены” всех сфер человеческого бытия. И литература здесь тоже не исключение.
Полистайте любое издание: и бумажное и особенно сетевое. Редко где вы не встретите зазывающей рубрики "Конкурс!”
Предосудительного здесь ничего нет. Это даже здорово, когда есть возможность испытать себя в творчестве, получить профессиональную оценку.
И потому-то многие поэты, прозаики, и опытные, и молодые, особенно начинающие, ринулись в бой за лидерство на поэтическом Олимпе. Их даже не смутило то, что конкурсы платные. Понимали: строгому жюри задарма трудиться не к лицу. Сходили с дистанции только самые нищие литераторы, да те, кто хорошо знал настоящую цену своему творчеству.
И засветились, загорелись на поэтическом небосводе тысячи новых звёзд.
И вскоре Олимп уже не смог вместить всех лауреатов нескончаемых конкурсов. И началось там поэтическое наводнение, перешедшее в потоп. Бедные Александр Пушкин с Вильямом Шекспиром! Как им там?
И захотелось мне почитать современных поэтических шедевров, насладится мелодией гениальных строк.
Андрей Чернов - номинант конкурса "Золотая строфа”:
Ну, вот и снег. Пушистый странник.
Пожмет озябшую ладонь.
Привычно вывернет карманы
Уже немодного пальто.
Ему легко! А я, несмелый,
Повыше ворот задеру.
А белый снег, дитя метели,
Шагает гордо по двору.
"Пушистый странник”- неплохой образ. Только не понятно, как он (снег) выворачивает карманы? Он что - карманный вор?. Да и "ладонь” как-то слабо рифмуется с "пальто”.
Тимур Зульфикаров - победитель конкурса Эльдара Ахадова "Озарение”:
Если тебе снится звёздное алмазное небо.
Вот закроешь устало глаза –
и в алмазах текут полыхают несметно Плеяды
Значит скоро умрёшь ты обрадованный
И пойдёшь по млечным дорогам
И будешь блаженно пылить
на звездных, осыпчивых звездных тропах...
Может это и гениально, но что-то, ей-богу, не тронуло душу.
Марина Матвеева - победитель международного Большого поэтического конкурса "Серебряный стрелец 2011” (2-я премия): Мир мой — мулета. Что моря рассветного
взволн пред глазами!
(Что там за нею за вошь несусветная?..)
...Жарко лобзанье
глаза и красного, сердца — и — красного!
Лучшего цвета!
(Что ты мелькаешь, мелкашка бликастая
там, за мулетой?
Вот надоеда! Что солнцем от зеркальца...)
Солнце — не пара
зеркалу!
Мир мой — без меры! Не смеркнется
и под ударом...
шпаги???
Ты это о жальце комарием? И не задето!
Мир мой — о, море! о, красное марево!..
...лучшего...
...цвета…
Экстр авангардная лирика. Сразу и не разберешь, что там за "взволн” пред глазами - глагол или имя существительное? А "несусветная вошь”, видимо, солнечный блик от зеркала? Весьма своеобразный, я бы даже сказал, насекомообразный поэтический образ. Не впечатлила меня трижды лауреат конкурса "Серебряный стрелец” Марина Матвеева. Может, я старомоден в оценке поэзии, но скажу - это не Новелла Матвеева. И приведённые строки петь не хочется.
И расхотелось мне читать конкурсные творения. Нет, есть там кое-что и даже очень талантливое. И классиков наших: Евгения Евтушенко и рангом пониже встретить можно. Им, несмотря на известность, тоже хочется примерить на себя новые, современные звания литературных лауреатов. Хотя они скорее всего служат призывным украшением, эмблемой этих конкурсов.
И, всё-таки, какими бы высокими не были рекламные статусы проводимых сегодня литературных конкурсов, в них потенциально заложен шоу-бизнес, который скорее напоминает лотерею, где выигрывают единицы из тысяч, но в выигрыше всегда организаторы шоу. Их зачастую мало волнует профессиональный статус участника конкурса. За плату сразу же определят в номинанты и выставят ваш шедевр на общее обозрение. И автору известность и организаторам на хлеб с маслом. И только читателю не всегда в радость знакомство с такой литературой, которой занимаются деятели, порой далёкие от настоящей литературы.
Старая сказка на новый лад или про поэтов-путешественников
-Поздравь меня, дорогой, - услышал я радостный голос приятеля-литератора
из Урюпинска Славолюбова. - Меня
напечатали сразу в трёх журналах, семи газетах и пятнадцати сетевых изданиях! И
даже в одном международном.
-Рад за тебя, коллега! А что именно напечатали? Что-то новенькое?
-Да нет. Ну, ты читал. Помнишь, ещё смеялся? «Старая сказка на новый лад
про волка и семерых козлят».
Я поднатужил свою память, мысленно перебирая в ней книги и книжечки,
подаренные мне поэтами и писателями за последние годы, и невольно потянулся к
книжной полке, где в разношёрстных обложках, преимущественно мягких, дружно в
ряд и в лёжку почивали бессмертные труды моих
близко знакомых и не очень литераторов. И, наконец-то, выдернул из
стопки тоненькую серенькую книжечку:
«Иван Славолюбов. «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят».
Полистал. Славолюбовская трактовка известной народной сказки была весьма
забавной. И написано вполне профессионально: и ритм, и рифма, и образ в тексте
присутствовали. И по современным меркам, даже очень талантливо. Но я на миг
представил такую картину: читатель открывает один журнал: «Старая сказка на
новый лад про волка и семерых козлят», открывает второй – то же самое, третий –
та же сказка про волка. Тут уж невольно
или волком взвоешь, или заблеешь козлёночком.
И это не выдумка.
Передо мной четыре очень уважаемые мной печатных издания за 2011
год: литературно-исторический журнал
«Великороссъ» (Москва), ордена Г.Р. Державина литературно-художественный и
публицистический журнал «Приокские, зори» (Тула), литературно-художественный
альманах «Рукопись» (Ростов-на-Дону) и литературный альманах «Новый Енисейский
литератор» (Красноярск).
Открываю «Великороссъ» на 151- стр.:
Поэзия. Иннокентий Медведев: «Тревожные струны души». На 177- стр.
«Приокских зорь» тот же автор: Иннокентий Медведев. «Тревожные струны души». В
альманахах «Рукопись» и «Новый Енисейский литератор» подборки стихов автора
И.Медведева уже без общего заголовка, но стихи всё те же - про тревожные струны
души. «Наверное, что-то из ряда вон сверхталантливое, раз все эти издания, не
сговариваясь, печатают этого автора», -
подумал я. Вчитываюсь в строки ведущего стихотворения подборки: СТОНЫ Слышишь стоны, тяжёлые стоны,
Лишь душевно-глухой не услышит,
Сразу приходят на ум некрасовские строки из школьной программы:
Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
И так далее… Не буду цитировать полностью это классическое стихотворение
великого русского поэта Н.Некрасова, так как его знает каждый, кто учился хотя
бы в школе.
Ничего нового, неординарного автор в этой теме, сюжете стиха не открыл,
не переплюнул, так сказать, Николая Алексеевича. И получилось не очень удачное
подражание классику. Есть, конечно, в подборке стихи, строки, на которые может
отозваться душа читателя, к примеру, в стихотворении «Деревня Банщиково» о
затопленной малой родине. Но мало-мальски какого-то поэтического открытия
своего видения образа необычным, незатасканным словом вы здесь не найдёте.
Посредственные стихи. Такие пишут у нас
тысячи, десятки тысяч авторов. А некоторые даже становятся лауреатами модных
нынче Международных поэтических конкурсов. И публикуются в международных
журналах. И звания эти порой служат авторам визитной карточкой для прохода в
печатные и электронные журналы. Потому, что редакторы иногда, познакомившись с
обширной звёздной автобиографией очередного литератора, уже не так внимательно
вчитываются в предоставленные литераторами тексты, а зачастую в спешке
верстания номера доверяются автору. Это я знаю, испытал на собственном опыте.
Читаю, бывало, свежий, только что отпечатанный номер и начинаю вдруг костерить
себя последними словами за невнимательность. Но, как говорится, поезд уже ушёл.
НАСЛЕДИТЬ* где или на чём, натоптать следов, набегать. По наследкам дело
знать. В.И.Даль.
Поэт – натура тонкая, чувствительная. Его и обрадовать
(возвысить), и обидеть (спустить с небес) легко. Во всяком случае, легче и
проще, чем простого смертного. В отличие от него (простого смертного - инженера
какого-нибудь коммунального предприятия), поэт всё воспринимает не разумом, а
душой, тонкими нервами своей кожи. А стихи – это, прежде всего, продукт работы
души поэта, взрыв эмоций. А потом уже Слово. Это просто какой-то умник сказал,
что вначале было Слово. Чувства, только чувства! Комок душевных ощущений,
переживаний. Взрыв! Ураган! И только потом…весь этот каскад чувств, комок адреналина
обретает оболочку в виде Слова.
Как я люблю слушать эмоциональных поэтов! Я просто балдею от
их голосовых интонаций. От урагана чувств. И пусть, порой, ни хрена не понимаю,
о чём это они - стихи, но их прочтение действует. Иногда завораживает. И не
только эмоцией, но и непостижимостью слов и
поэтических образов. И я аплодирую искренно, и искренно завидую. А потом
ищу книжки авторов стихов, чтобы еще раз насладиться. И (о горе!), часто разочаровываюсь.
Но это когда слушаешь поэта, вещающего с трибуны, просто за круглым
столом. Здесь первородство чувств, голосовых связок. А вот когда с листа, пусть
даже мониторного, возникает перед тобой поэт в образе стихотворных строк,
ощущение немного другое, уже более осмысленное. Хотя и тут случаются парадоксы.
Просматривая литературные издания, я всегда в первую очередь
останавливаю свое внимание на новом имени. В майском номере сетевого журнала
«Подлинник» с интересом познакомился с поэзией Владимира Мялина: Время проходит на угол
дома
С чёрным точильщиком под окном,
С полым трамваем, гремучим ломом,
Угольной кучей, огромным днём,…
Понравилось. Читаю дальше:
Ненасытно нутро
ветряка.
Жернова заскрипят домовито –
Перемелется – будет мука,
Всё просеет хозяйкино сито ... Не мудрено, но ложится на душу, как и следующие строки: У меня есть чердачный
сверчок
И латунный большой пятачок,
Зерновая крылатка в кармане;
Куча ящиков – у окна,
И скорлупка-корабль, и весна… И вдруг мой лёгкий бег по строчкам неожиданно спотыкается:
Как в небе детский шар, стоят миры – не важно
В предвечном свете ли, в кромешной стылой
мгле;
Меж ними и трусит кораблик твой бумажный,
Простой внесрочный борт – к неведомой земле…
И в газовых рожках – туманности густые,
Где Млечный Путь притих от ссадин и прорех … А вот здесь действительно мудрено. Что подразумевает автор в
«предвечном свете»? Ну, допустим, в виде иронии кораблик может «трусить», так,
как он бумажный. А вот что это у него (кораблика) за «внесрочный борт»? И что
это за «газовые рожки» в «туманности» которых от «ссадин и прорех» притих такой недосягаемо
далёкий и бесконечно огромный Млечный
путь? Что это – поэтический образ или, чем заковыристей и непонятней, тем
оригинальней. Мария МАЦНЕВА («Великороссъ» №38 (апрель, 2012)
Стихотворение «Желание»
Хотелось бы быть
безумным
И чистым, как первый
снег.
Хотелось бы быть
саблезубым,
Как древний человек.
Хотелось бы петь
ветрами
В предвестии солнечных
гор,
И быть между ними и
вами,
Как зоркий немой укор.
Хотелось бы стать
добрее,
Спокойней, как сытый
лев.
Хотелось бы просто
верить,
Что будет и наш век… Быть сразу «безумным и чистым, как первый снег» немного
эксцентрично. Уж что-то одно: или – или. Попытался представить себе
«саблезубого» человека. Ужас! Этакий мутант, ничуть не похожий на моего
пращура. И, если хочется «петь ветрами в преддверии солнечных гор», то к чему
здесь «зоркий, немой укор). Добро в образе сытого льва почему-то у меня не
вызывает доверия. Лев он и есть лев, хоть голодный, хоть сытый. Хотя и
экстравагантно. УДАЧНЫЙ ДЕНЬ
Мама, я встретила
хороших людей!
Они не пили пиво.
Мама, то люди голубых
кровей,
Я не прошла бы мимо.
Мне уступали дорогу
весь день,
Я встретила их с
улыбкой.
Они мне отдали с полсотни
ключей
От их небольших
квартирок!
И если мне скажут, что
это всё мрак,
И таких людей не
бывает,
Я спрошу: «Кого же
тогда
Так долго вы все
рожали?». Да, действительно: кого так долго вы все рожали? С сегодняшнего
дня буду смотреть на каждого не употребляющего пиво, как на человека «голубых
кровей». Самому что ли бросить пиво пить? А какие люди доверчивые! – «с полсотни
ключей» человеку от своих «небольших квартирок» отдали. Хорошо, что поэту, а не домушнику.
Фридрих Миллер («Русское литературное эхо»)
Я не поэт. Я лишь его
карикатура."
К. Бальмонт
Пусть так - не поэт я,
а символ поэта.
Зачем-то же взялся ведь я за перо?
Чтоб стало поболе - хоть лучиком света,
Чтоб чаще над злом восходило добро.
Я должен услышать
неслышное в мире,
Я должен впитать в себя тысячи доль
И снова в заветной озвучиться лире,
Я, люди, ваш дух, я - ваш слух, ваша боль!
Как стрелка компаса на
вздыбленной шхуне,
Я должен метаться средь вас, как диполь,
Чтоб выкрикнуть то, что замолчено втуне,
Я - ваша душа, я - ваш голос и боль.
И вот я кричу, хоть
пока и не слышно,
И рвёт моё сердце судьбы вороньё,
Но - вижу вдали, как из марева вышло -
Что вашим останется солнце моё.
Доброе сердце у поэта Фридриха
Миллера: «Чтоб стало поболе хоть лучиком света» он готов «услышать неслышное в
мире», «впитать в себя тысячи доль», «озвучиться в лире» всё, «что замолчено
втуне». И отдать себя, свое солнце людям. Благородно. Не каждый поэт так
поступит. Хотя Ф.Миллер и не считает себя поэтом, в чем чистосердечно
признается вначале стихотворения: «не поэт я, а символ поэта». Однако, Константин
Дмитриевич Бальмонт был скромнее, сказав: «Я не поэт. Я лишь его карикатура».
Звучит символично. Не по отношению к Бальмонту, разумеется
|